Начнём с главного.
Когда родилась Полинка, моя мама приехала и жила у нас весь её первый месяц: днём Полька висела на мне, а ночью, когда она просыпалась, бабушка её забирала, укладывала к себе на живот и так они спокойно спали до самого утра.
Когда я растила старшую дочку (21 год назад), были популярны книжки доктора Спока. Он советовал не подходить к ребёнку, когда тот кричит: по его наблюдениям, дети сначала кричали очень сильно, а потом их удавалось сломить, и дальше они привыкали спать в одиночестве и кричали гораздо меньше.
Когда мама растила меня, педиатры рекомендовали туго пеленать и кормить детей смесью по часам. А когда росла моя мама, декретного отпуска до трёх лет не было, и детей уже в месяц-два отдавали в ясли.
Похоже, первое, что приобретёт ребенок в результате развития с нуля до года - оно и есть самое важное.
Во-первых, это фундамент, основа психики, над ним потом надстраиваются все её этажи.
А во-вторых, это то, что сложнее всего "добрать" в будущем. Те, кто лечат депрессии и проблемы в отношениях, это знают. Травмы (психологические) в этом возрасте - особенно серьёзные. Оно и понятно: что будет, если в основание пирамидки положить маленькое и хрупкое колечко?
Возрастные психологи считают, что если повезёт, примерно к году у ребёнка формируется базовое доверие, доверие к миру. То есть первым делом малыш учится доверять себе и людям. И на этом потом строится вся психика.
Проверить, есть ли у ребёнка довериек к миру, очень просто. Примерно в год (но вы же знаете, что в психологии нет никаких точных цифр, все индивидуально) ребёнок в незнакомой комнате довольно скоро отлипает от мамы и отправляется исследовать пространство. Он готов осваивать мир, развиваться дальше. Это не значит, что мама уже не нужна: это значит, что малыш уверен, что всегда получит от неё поддержку, если надо.
Теория привязанности называет примерно то же самое нормальной привязанностью.
Конечно, развитие будет происходить и если с доверием и привязанностью не всё окей. Но ребёнок будет стараться компенсировать этот недостаток разными способами, строить защиты (тут богатый набор примеров из терапевтической практики), а сил и энергии на дальнейшее развитие у него будет меньше.
Если вы нажмёте на фотографию в начале статьи, то увидите потрясающий документальный фильм "Малыши" (я специально спрятала там ссылку). Наверняка вы его уже видели, но я бы смотрела его время от времени только ради удовольствия и чтобы расширять границы сознания.
Как очень по-разному растят малышей в разное время и в разных культурах!
Как говорит К. Мурашова, "если мы посмотрим историю хотя бы в объеме школьного курса, то увидим разнообразие способов выращивания потомства".
Какими неважными сразу кажутся наши сомнения и вопросы: ну хоть о тонкостях питания, например.
Вообще, мне кажется, что в первый год жизни ребёнка мы тратим время и силы на то, чтобы решить миллион не очень важных вопросов.
А что важно? Давайте начнём с фактов.
Что нам известно? Известно, что нелюбимые дети погибают (даже если им обеспечен уход, как было с младенцами в домах ребенка, эвакуированных во время войны)
Известно, что малышу нужны еда и тепло.
Судя по тому, что выбирали детёныши - обезьянки, тепло и "объятия" уж точно не менее важны, чем кормежка: в экспериментах Харлоу детёныши проводили всё время с теплым махровым чучелом, а к бутылочке с молоком подходили только поесть.
Про человеческое тепло: африканские малыши к году оказались более развитыми, чем их европейские сверстники: мамы носили их за спиной (отсюда пошла мода на слинги).
Известно из отечественной возрастной психологии, что примерно в два месяца младенец впервые улыбается маме.
И это важная веха в его развитии, потому что с неё начинается первая деятельность, которую ребёнок осваивает: общение.
Причем эта первая улыбка не возникает сама по себе!
Каждая мама (или каждый взрослый, ухаживающий за ребёнком), во-первых, упорядочивает хаос внутренних и внешних импульсов, в который ребёнок попал при рождении и к которому ему еще надо приспособиться. Она более-менее ритмично утоляет его голод, защищает от холода, обеспечивает спокойный сон, лечит, если ребёнок болеет.
И во вторых, с самого начала мама разговаривает и общается с малышом: словами, песнями, жестами, взглядами, прикосновениями, так, как только может и умеет общаться. И так, будто ребёнок может ей ответить! И наконец (не сразу), ребёнок отвечает первой улыбкой, а потом и оживлением, лепетом, жестами и речью.
Не знаю, заметили ли вы, но всё действительно важное, в чём нуждается малыш и что с ним на первом году жизни происходит - всё это не про "раннее развитие". А вовсе даже про любовь и общение.
И в результате, как мы помним, доверие ребёнка к миру. Как самый первый результат этого самого раннего развития.
То есть, когда говорят, что развитие начинается в точке покоя - то это не точка бездействия и не точка пустоты. Это, наоборот, точка наполненности теплом и поддержкой.
А сейчас расскажу, какие "лайфхаки" есть у голландцев на уровне традиций воспитания. (Возможно, это и не голландцы изобрели: просто мне там впервые об этом рассказали).
У них есть "правило трёх Р" для родителей. При переводе одно "р" ушло, и получается, что звучат они так:
Расслабленность
Чистота
Ритм
"Расслабленность" - это "релакс", и он стоит первым. Неожиданно, правда?
Но начнем с последнего, с ним проще. Ритм - это про то, что ребенку удобней и спокойней жить в упорядоченном мире: это, в общем-то, наш режим.
Так или иначе, ритм задаётся взрослым, но кормить, например, можно строго по часам, а можно понаблюдать за ребёнком и синхронизироваться так, чтобы всем было удобно. Режим в садиках может быть задан, а можно о нём договариваться, и потом ему следовать.
Второе, "чистота" понимается широко: это и чистые окна, и чистые помыслы. С окнами у голландцев особая фишка, если кто не знает. Окна у них во всю стену, и всегда без штор. И должны быть чистыми. Это как часть протестантской этики:
"Мне нечего скрывать, я веду себя одинаково дома и на людях".
То есть не просто гигиена имеется в виду, а внутренняя и внешняя чистоплотность, честность с ребёнком и с собой.
Ну а "релакс" и так вроде понятно, что такое.
А теперь по важности: от первого к третьему.
Ритм без второго и первого превращается в бездушный режим.
Режим и правила - в манипуляцию (для вас и напоказ одни правила, а для меня - совсем другие).
Чистота - в гигиену.
Без первого второе и третье иногда превращается в фанатизм.
То есть во главе угла - не что-нибудь, а "релакс"! Внутренний покой, расслабленность, умиротворенность.
Психологи и терапевты знают, да и мы знаем, что этому "релаксу" противостоит: тревожность, напряженность, раздражение, суета, агрессия. Будет ли с такими вводными особый толк от режима или там развивающих занятий?
Тут ответ однозначный, исследования и терапевтическая практика показывает, что ребёнок будет прежде всего искать того, чего ему недодали: принятия, тепла, уверенности (за которыми - внутренний покой и умиротворенность взрослого: релакс, да).
Расслабляться у нас, конечно, не принято. Мобилизация - наше всё. Так уж исторически сложилось: мобилизовывались на борьбу с врагами, на постройку БАМа и на пятилетку в три года, теперь на карьерный рост и похоже, опять на борьбу с врагами.
"Расслабиться" у нас - пуститься во все тяжкие, сбрасывать напряжение самыми непристойными способами.
А просто "релакс" и спокойным быть странно. Принято быть замученным, но не побежденным.
С ребёнком мобилизация не прокатит. Придётся принимать законы мирной жизни. Если мы хотим обеспечить ему развитие, конечно.
Даже если утром встаешь и знаешь, что в ежедневнике - "совершить подвиг", а к вечеру понимаешь, что вместо одного совершил восемь. Кстати, спокойствие - не синоним безделья, это такой особый дзен. В спокойном состоянии часто можно успеть больше, есть задачи, которые только в этом состоянии и решаются. То есть это не про лень, а про отсутствие той самой тревоги.
Похоже, в наше относительно мирное время именно родительская тревожность - враг номер один в формировании условий для хорошего старта развития.
Расслабьтесь! Дышите глубже. Это, кстати, не лозунг, а техника.
То есть сначала выдохнуть. Расслабить мышцы (если шея напряжена и руки в кулаки сжаты, совсем ты не "релакс")
потом перевоплотиться в добрую бабушку (кому не повезло с бабушкой - перевоплощайтесь в Далай-ламу, или в любого, которого вы знаете, очень доброго человека. Выключайте войну и мобилизацию, включайте мир. Теперь можно и пообщаться с ребёнком.
А теперь - внимание, бонус! Он связан с тем, что мы понимаем под словом "успешность". Ребёнок, которому повезло на этом первом этапе жизни, приобретает "качества для жизни", которые сейчас всё больше ценятся.
Таких людей легко узнать по открытому взгляду (они дольше и спокойней смотрят в глаза собеседнику), незажатой позе, уверенности, доброжелательности. Они позитивны и устойчивы (стрессоустойчивы, и устойчивы к зависимостям).
Они часто занимают топовые должности, их вообще охотней берут на работу. Аргумент простой: научиться и научить сейчас можно всему и быстро, а личные качества так быстро не "прокачаешь". Выбирают тех, с кем хорошо и приятно работать.
И еще, всё это как-то связано с внешней привлекательностью. Человек может быть красивым, но не привлекательным. Секрет тех, кто нас привлекает, в их обаянии. А обаяние, видимо, вырастает из открытости, из любви и доверия, к себе и к людям.
Мне кажется, не только психологу, но и любому опытному взрослому любимых и "недолюбленных" детей видно сразу. По позе, по осанке, по взгляду, по речи. Первые (кого Петрановская называет "качественно избалованный ребёнок") излучают тепло. И получается, что эта любовь - не столько про заботу и волнение, сколько про доверие и принятие.
И вот вопрос, который меня волнует.
В реальной жизни, как известно, бывает разное. А есть ли такие ситуации и такие обстоятельства, в которых неизбежно "перевешивают" другие ценности и задачи, и доверительные отношения с ребёнком отходят на второй план? А главным становится что-то другое (и если да, то что)?